Цели:
Оборудование:
I. Представление участников
В посиделках участвуют три команды по 10 человек. Дети заранее придумали названия командам, подготовили эмблемы, выбрали капитана. Капитаны представляют свои команды, себя, защищают свои эмблемы.
В течение всего турнира работает Справочное бюро – учитель и два ученика среднего звена.
II. Проведение турнира
Учитель. Сегодня мы с вами совершим прогулку. Догадайтесь, куда!
Загадка.
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг. Хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети. Это лес, наш зеленый друг!
Учитель. Правильно, это лес. Итак, в путь-дорогу, друзья!!
Учитель. Ребята, давайте, вспомним правила поведения в лесу.
1. Правила поведения в лесу
(Команды по очереди называют правила, за правильные ответы получают жетоны).
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и затаптывать цветы.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.
- Нельзя уничтожать лягушек, жаб, подходить к птичьим гнездам, забирать яйца из гнезд.
- Ходить нужно только по тропинкам.
- Нельзя шуметь, оставлять в лесу бытовой мусор.
- Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим выращивать растения в цветниках.
Лесовичок. Тогда я рад пригласить вас к себе в гости. Хочу предложить вам поиграть со мной.
2. Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
(От команды вызывается по одному человеку. У каждого – по 2 корзины. Грибы (на открытках) перемешаны. Нужно отсортировать грибы. Оценивается правильность выполнения задания.)
Сорока. Правильно, правильно, ребята, верно разделили грибы. В этой корзине – грибы хорошие, вкусные, а в этой – опасные, ядовитые. Зачем они только растут? Я бы их всех повыдергивала, повытаптывала! Они лишние, только место занимают!
Дети. Ты не права, сорока! Грибы, даже мухоморы и поганки, не лишние. Для людей – они ядовиты, но вполне съедобны для лесных обитателей. Поэтому топтать, уничтожать несъедобные для человека грибы нельзя!
Лесовичок. А как нужно правильно собирать грибы?
Дети.
Справочное бюро. Существует до 100 тыс. видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки, тем самым улучшают почву.
Учитель. Сейчас мы проведем небольшую викторину о грибах.
3. Викторина о грибах
(Команды по очереди отвечают, за правильный ответ выдается жетон).
«Медвежата» |
«Скворушка» |
Объясните названия грибов |
|
Подберезовик |
Подосиновик |
Рыжик |
Масленок |
Желчный |
Мухомор |
Назовите самый ядовитый гриб |
Какой гриб называют «царем грибов? |
Какие грибы можно увидеть на продуктах, картинах в сырых помещениях? |
Может ли гриб съесть дом? |
Сорока. А теперь я предлагаю поговорить о лекарственных растениях. Многие ребята собирали их на лугу, в поле, в лесу.
6. Поздравительная открытка любимому дереву
(Представители команд показывают и зачитывают поздравительную открытку).
Справочное бюро. Справка об экологической роли леса.
Лес – зеленые легкие нашей планеты.
1 гектар (10 тыс. кв. м – 100 м х 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов.
Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух.
1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, 1 гектар лиственного леса – 50-70 тонн.
Учитель. Какие загадки о деревьях и кустарниках вы знаете?
7. Загадки о деревьях и кустарниках
1. В шубе летом, А зимой раздетый. (Отгадка) Лес 2. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Отгадка) Мох 3. На зелёном шнурочке Белые звоночки. (Отгадка) Ландыш 4. В колыбельке подвесной Летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт — На зубок он попадёт. (Отгадка) Орех |
5. Вроде сосен, вроде ёлок, |
(Звучит запись с голосами птиц)
Учитель. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью
а) Объясните названия птиц
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Снегирь |
Синица |
Кедровка |
Поползень |
Мухоловка |
Овсянка |
б) Когда так говорят
«Медвежата» |
«Скворушки» |
«Трещит, как сорока» |
«Считать ворон» |
«Воробью по колено» |
«Сорока на хвосте принесла» |
Справочное бюро. Справка об экологической роли птиц
в) Вопросы командам
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Сколько надо взять а, чтобы получить птицу? |
С прилета каких птиц считается начало весны? |
Какие птицы улетают от нас осенью последними? |
Какая птичка в русских лесах самая маленькая? |
Эта птица выводит птенцов в любое время года, даже в лютую стужу |
Что за барабанщик зацепился за ствол своим упругим хвостом, и крепким, как долото, клювом долбит дерево? |
г) Игра «Кто быстрее соберет картинку с изображением птицы»
(Командам выдается конверт с разрезанной картинкой)
д) Ребусы с названием птицы
ВОЛИГА, НИЦАСИ, ГАЙПОПУ, РОКАСО, ВЕЙЛОСО, РЕЦСКВО, ЗАНАС, УССТРА, ЛИНФИ, БЕЙРОВО
Дикие гуси.
/Лирическая быль/
С утра, покинув приозёрный луг, Летели гуси дикие на юг. А позади за ниткою гусиной Спешил на юг косяк перепелиный. Всё позади: простуженный ночлег, И ржавый лист, и первый мокрый снег... А там, на юге, пальмы и ракушки, И в теплом Ниле теплые лягушки... Вперед! Вперед! Дорога далека, Все крепче холод, гуще облака, Меняется погода! Ветер злей, И что ни взмах - то крылья тяжелей. Смеркается, все резче ветер в грудь. Слабеют силы, нет, не дотянуться. И тут протяжно крикнул головной: -Под нами море! Следуйте за мной! Скорее вниз! Скорей, внизу вода! А это значит отдых и еда. Но следом вдруг пошли перепела. А вы куда? Вода для вас беда! Да, видно, на миру и смерть красна. Жить можно разно. Смерть - всегда одна! Нет больше сил... И шли перепела Туда, где волны и покой, и мгла. К рассвету все замолкло...Тишина Медлительная, влажная луна, |
Окутав звезды сетью золотой, |
Дерево, трава, цветок и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Своему, зная цену величью.
Будь в ответе за каждую песенку птичью.
9. Животные леса
Учитель. Лес – это дом многих животных. Кто там спрятался за пеньком?
(Ребус)
Рисунок 1
(заяц)
б) Конкурс «Подумайте!»
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Был случай, когда в одной стране стало очень много воробьев. Они клевали зерна на полях. Люди решили уничтожить всех воробьев. Но когда они это сделали, на полях размножились насекомые и погубили немалую часть урожая. |
В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. |
Дети. Вывод: В природе все взаимосвязано. Уничтожение в цепочке одного звена ведет к гибели всей жизни.
в) Пищевые цепи
Учитель. Как связаны между собой эти растения и животные?
(Таблички)
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Осина – заяц – лиса |
Дуб – кабан – волк |
|
|
г) Экологические задачи
«Медвежата» |
«Скворушки» |
За сутки взрослый лось летом съедает до 35 кг корма, зимой всего 15 кг. На сколько кг корма меньше съедает лось зимой, чем летом? |
Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? |
Проводится конкурс “Знаете ли вы”?
Мы хотим, чтоб птицы пели,
- Чтоб леса вокруг шумели,
- Чтобы были голубыми небеса,
- Чтобы речка серебрилась!
- Чтобы бабочка развилась!
- И была на ягодах роса!
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!